Сборник «Ненаследный охламон»

С неба звёздочка упала

— Здесь у нас класс выбора будущего, — гордо произнёс Кит 58, феррон-подросток, и приглашающе повёл рукой. — Ученики могут попробовать около сорока тысяч профессий — от управления отрядами уборки до пилотирования космических кораблей…

Миша его почти не слушал, наблюдая за раскрывающейся стеклянным цветком входной дверью. Кит 58 водил его по школе уже час, и Миша немного подустал. Вот и сейчас он смотрел на бесконечные ряды столов до горизонта и еле сдерживал зевок.

Отец Михаила — дипломат, и вскоре его переведут сюда в длительную командировку. Потому он заранее отправил сына на планету ферронов, чтобы подросток получше узнал цивилизацию, в которой их семье предстоит жить ближайшие несколько лет. Парень должен изучить местную культуру и научиться общаться с роботами-сверстниками. Поначалу он был в полном восторге от нового мира, но постепенно вау-эффект пропал, а интерес притупился — теперь Мише просто хотелось домой.

А перед ними за большинством столиков суетились школьники-ферроны. Хотя если уж честно, то просто роботы. Но Миша такого вслух не скажет — зачем обижать ребят? Он всё-таки из посольской семьи и разбирается в таких нюансах.

— Как видишь, обучение и тесты идут на высокой скорости. — На лицевом экране Кита 58 засветился грустный смайл: — К сожалению, у твоего биомозга есть ограничения в восприятии, и ты ничего не услышишь…

Порой Мише очень хотелось Кита стукнуть. Что за хвастливая «железяка»! Понятно, что интеллект-ядра в этих роботах на порядки быстрее человеческого мозга, но ведь их сначала тоже обучали и натаскивали, как обычных земных детей.

А ещё Кит 58 аккуратно умалчивал о барьере Перельмана – Ву Вэя. Это когда искусственный интеллект перерождается в полноценно разумную личность. И не все ферроны-подростки этот барьер смогут пройти, к сожалению. Их обучают тысячам разных навыков, развивая нейросети ядра́ и подбирая ключик к самосознанию — чтобы в итоге барьер преодолело как можно больше юных ферронов.

— Пойдём в соседний корпус, — позвал Кит 58, закрывая цветок двери и уверенно шагая на выход из дома. — Там танцы! Кр-расота!

Ребята быстро вышли на улицу, и Кит тут же засверкал в лучах местного солнца — корпус у феррона полностью зеркальный. От его грудных панелей во все стороны брызнули солнечные зайчики. Они упали оранжевыми пятнами под ноги, на камни мостовой, и прыгнули вверх по улице — аж до зелёного куба здания зарядной станции с садом лимонных деревьев на крыше. Кит говорил, что растения там живые, а не из пластика, но проверить возможности не было, поскольку школьников туда не пускают.

Миша задрал голову, уставившись на два солнца. Одно настоящее, маленькое — это звезда Арим. Она очень далеко от планеты Ферра, потому раньше здесь было холодно и царил вечный полумрак. Эту проблему роботы решили, запустив над каждым городом искусственное солнце — Сестрёнку. Отсюда оно выглядит крупнее, чем Арим. При этом Сестрёнка не только ярче светит, разгоняя тени, но ещё и хорошо прогревает город ферронов. Теперь жить здесь стало вполне комфортно.

Самим ферронам сумрак и низкие температуры не страшны, однако на планете работают посольства Земли и её нескольких колоний. Всё больше приезжает туристов и абитуриентов, желающих поступить в местные учебные заведения. Всем им без тёплого солнышка было бы неуютно.

Сейчас время шло к закату, и солнце Сестрёнка немного потускнело, налилось оранжевым.

— Пожалуйста, чуть медленнее, — попросил Миша в спину своему провожатому. Робот опять по привычке ускорил ход, а человеку с утяжелителями на ногах быстро идти было трудновато. Местная гравитация здесь существенно слабее земной, и чтобы не улететь нечаянно в небо, Миша носил на лодыжках увесистые накладки. Если вначале он даже не замечал веса, то к концу прогулки заметно подустал.

— О, прости, — зеркальный Кит 58 виновато поморгал нарисованными на экране глазами.

В здании с танцами было шумно и многолюдно — сразу несколько десятков мелких ферронов носились по огромному залу.

— Успели! — довольно сказал Кит 58. — Жаль, Миша, что ты не сможешь поучаствовать в танце — здесь нужна синхронизация интеллект-ядер, а у тебя… старая система. — Робот-провожатый смотрел с таким высокомерным сочувствием, что у Михаила аж зубы заныли.

«Всё же надо его стукнуть», — подумал Миша.

Неожиданно вся толпа школьников рванула в дальний угол площадки и стала скапливаться там, размахивая руками и что-то быстро стрекоча. Кит 58 тоже побежал в ту сторону. Миг — и часть помещения заняли ряды ферронов. Среди них было несколько зеркальных, как Кит 58, но чаще у ребят были просто цветные корпуса. Сами ферроны имели разные тела, высоту, массу и количество конечностей, но когда все выстроились — перед несколькими зрителями замерли идеальные квадраты десять на десять ферронов каждый.

Зазвучала странная для ушей человека неровная музыка, полная щелчков и подвываний струн на высоких нотах. Вся масса синхронно двинулась, загрохотала в ломаном ритме ногами по полу.

Через несколько минут завораживающей пляски квадраты рассыпались, чтобы моментально перестроиться в набор сложных геометрических фигур, словно в калейдоскопе. Тут уже учитывался и цвет корпуса участников для создания постоянно меняющейся мозаики.

Миша восхищённо хлопал в ладоши, стараясь попасть в такт. Это было красиво и впечатляюще. Конечно, он видел раньше записи танца ферронов, но вживую смотрел впервые.

Жаль, это было недолго. Через несколько минут к Мише вернулся Кит 58, сверкая гранями от удовольствия:

— Кр-расота, правда? — радостно крикнул железный парнишка, всё ещё пританцовывая от возбуждения. — Такое единение доступно только нам, да. В этом сила коллектива, Мих! Знаю, что ты бы тоже не отказался потанцевать, но… Сам понимаешь, да? Ты только не обижайся, но ваша биоцивилизация дико устарела.

В это время на улице моргнул свет. Все моментально повернули головы к окнам.

— Сбой Сестрёнки, — пронёсся шепоток по залу. — Похоже, она теряет высоту!

На улице оранжевый свет заморгал, то накаляясь до белого, то угасая почти до сумерек. Ферроны удивлённо загомонили.

«Всем срочно спуститься в убежище здания! — запищал наручный браслет Миши. — Высока вероятность ударной волны!»

— О, нам надо вниз! — тоже получил сообщение Кит 58. От моргающего на улице света его корпус щедро сыпал бликами, и человеку пришлось прикрыть глаза ладонью. — Это туда! Миша, не отставай! Пошли-пошли!

Школьники вокруг тоже рванули к входу в подвал. Ближе к двери-цветку они выстраивались в очередь и шустро скрывались внутри, не толпясь и не мешая друг другу.

Кит тащил Михаила за руку через весь зал, но далеко ребята уйти не смогли. Окна залило ослепительным белым светом. Миша вырвал руку из пластиковой ладони Кита и скрючился, закрывая слезящиеся глаза ладонями.

— Ты такой слабенький, Мих! — запричитал над ним Кит. — Надо в убежище! Пожалуйста, быстрей!

Тут снаружи что-то тяжко грохнуло, и здание ощутимо подпрыгнуло на месте. Многие ферроны хлопнулись наземь, послышались испуганные крики. Миша тоже не удержался на ногах, грохнувшись на спину. Похоже, Сестрёнка таки упала.

Соседняя стена начала осыпаться, пропуская внутрь новый сноп яркого света. Весь зал с мелкими фигурками ферронов стал двуцветным — угольно-белым. Заскрипел высокий потолок. На голову Мише сыпануло мусором и каменной крошкой.

— Бежим! Пожалуйста! — Завопил Кит, подхватывая хрупкого подопечного на руки. В несколько прыжков феррон оказался у входа в подвал, но высокую дверь переклинило, и стеклянные лепестки осыпались вниз осколками.

Дах-х! Стена за спиной с оглушительным хлопком окончательно рухнула, засыпав лавиной обломков половину зала. Зацепило нескольких нерасторопных школьников, завалив их бетонным крошевом. Те даже крикнуть не успели.

— К дальним коридорам! — скомандовал Миша, ударив локтем в грудь Кита. Тот прекратил бестолково крутить головой и молча понёсся к ещё целой дальней стене, где несколько арок вели в соседние здания.

С ещё одним гулким «Дах-х-х!» вдалеке что-то взорвалось. Под ноги бегущему Киту снова сыпануло каменной крошкой. Он поскользнулся, чуть не выронив из рук Михаила. А тот болезненно закашлялся от поднявшейся пыли.

И тут погас свет! Навалилась душная темнота. После ярких вспышек Мише показалось, что он ослеп навсегда.

Кит 58, как и оставшиеся в зале ферроны, врубил налобный фонарь. Из разбитых окон потянуло холодом. Сестрёнка полностью отключилась.

Наконец Кит замер в проёме и оглянулся на разрушенный зал, черкнув тьму лучом фонаря. Спустил Мишу на землю.

— Чего стоим? — не понял Миша, всё ещё кашляя.

— Здесь безопаснее всего, — ответил феррон. — Но больше ударов не будет. Сестрёнка уже упала, и её обесточили. Ужас, конечно!

— Тогда пошли, кха-а, поможем ребятам выбраться.

— Зачем? — не понял Кит 58, направив луч на грязное лицо человека. — Скоро появятся спасатели и всё разберут. Мы только мешать будем.

— То есть мы их так оставим под завалами? — Миша почувствовал внутреннее раздражение. — Будем просто смотреть?!

— У тебя сертификат спасателя есть? — тоже повысил голос Кит 58. — Нет! Ты слабенький человечек! Тебя чуть ткни — и ты истечёшь кровью! Стой спокойно!

В темноте кто-то жалобно хныкал, время от времени раздавались глухие крики.

Миша напряжённо вглядывался в кромешную тьму. Изо рта у него вырывался пар — похолодало.

— Да не нервничай! Максимум повредят корпус, Миш! — процедил Кит 58, пытаясь объяснить глупому человеку банальные вещи. — Интеллект-ядро не так-то просто сломать.

В этот момент крыша зала заскрежетала. В неё тут же упёрлись несколько лучей ферронов. Кто-то испуганно закричал. Огромный кусок потолка тяжело рухнул вниз.

— Ну, будем надеяться, — нервно дёрнулся Кит 58, — что ядра выдержат.

— К чёрту! — крикнул Миша и наклонился, отстёгивая с ног утяжелители. Через пару секунд он длинным прыжком полетел в сторону завалов. Там с краю дёргался один из ферронов, пытаясь вылезти из-под каменного блока.

— Кит, посвети! — крикнул человек и стал помогать мелкому роботу выбраться из ловушки.

— Ты дурак, что ли? — растерял всё своё величие и высокомерие Кит 58. Но фонарь на робота направил.

Высвободив перепуганного школьника из-под блока и оттянув его в сторону, Миша рванул дальше. Он кузнечиком скакал по завалам, вытаскивая оттуда школяров.

За ним с горестными воплями носился Кит 58, но всё же помогал как мог. К ребятам в итоге присоединились ещё несколько ферронов с более-менее целыми корпусами. Но большинство роботов так и стояло вдоль стен, лишь подсвечивая пространство фонарями.

На улицах дурно выли сирены, на коммуникатор Михаила сыпались сообщения, однако ему сейчас было не до этого. Человек с несколькими помощниками хватал огромные осколки крыши и стен и оттаскивал их в сторону. Искал пострадавших.

В самые сложные места не лезли, но где могли, там работали. Слаженно, сообща. Пока не появились настоящие спасатели.

***

— Всё же я забываю, что вы нас когда-то создали, — горестно помотал головой Кит 58. Весь его корпус был покрыт толстым слоем чёрной пыли.

Они с Мишей сидели в углу танцевального зала. Человек пил горячий чай с галетами, которые ему вручил один из спасателей, и устало молчал.

— Как ты обалденно прыгаешь, оказывается. Вжух! Вжух! — всплеснул руками Кит. — И все за тобой пошли! Молча стали помогать! Кр-расота! И ты сильный! Какие каменюки поднимал!

— Да прекрати, Кит! — отмахнулся Миша, согреваясь чаем. — Я такой же школьник, как и все.

— Не, всё же люди — это что-то запредельное! Наши создатели!

— Я тебя ща стукну! — булькнул чаем Миша. — Прям в ядро!

Писатель-фантаст, дизайнер, каллиграф. 50 лет, Москва

Яндекс.Метрика